Содержание

2 Благоприятные знаки

( sarva-sal-laksana-yukta )
(32 отличительных + линии судьбы и знаки на ладонях и стопах)

BRS(2)

sarva-sal-laksananvitah: Krsna's body is endowed with all of the auspicious features.

BRS 2.1.47

Translation: Good indications or auspicious characteristics are of two types: bodily features (gunottham) and the markings on the hands and feet (ankottham).

BRS 2.1.48

Translation: Gunottham refers to such things as redness or elevation of a limb.

BRS 2.1.49

Translation: O friend! I see that your child has twenty-three auspicious marks on His body. How is it possible that such a child could be born in a cowherd's house? Seven places on his body are red. Six limbs are elevated. Three limbs are broad. Three limbs are short. Three limbs are deep. Five limbs are long. Five limbs are fine.

Jiva Gosvami's Commentary

These are the words of one elderly friend of Nanda Maharaja. The red parts of the body are: edges of the eyes, soles of the feet, palms of the hand, roof of the mouth, upper and lower lips, tongue, and nails. Six elevated limbs are: chest, shoulders, nails, nose, waist, and mouth. The three broad limbs are: waist, forehead and chest. The three short limbs are: neck, lower legs and genital. Three deep limbs are: navel, voice, and intelligence. The five long limbs are: nose, arms, eyes, cheeks, and knees. The five fine limbs are: skin, head hair, body hair, teeth and finger joints. These are the marks of a great personality according to literature concerning bodily markings. With these thirty-two auspicious markings, Krsna possesses the best markings among all the cowherd people with auspicious markings. Such markings are not found even in the avataras of the Lord, so how is it possible for these markings to appear on a cowherd boy?

BRS 2.1.50

Translation: Ankottham refers to lines such as a cakra on the hands or feet.

BRS 2.1.51

karayoh kamalam tatha rathangam
sphuta-rekhamayam atmajasya pasya
pada-pallavayos ca vallavendra
dhvaja-vajrankusa-mina-pankajani

Translation:

O king of the cowherd men! See, on the hands of your child, there are clear lines of the lotus and cakra, and on His feet there are marks of a flag, thunderbolt, goad, fish and a lotus.

Jiva Gosvami's Commentary:
In this verse, one elderly gopi speaks. The list of lines is representative only, not complete. From works like the Padma Purana one should understand that there are other remarkable lines as well. In the Padma Purana Brahma speaks. «Listen, Narada. I will tell you about the marks on the Lord's feet. I have previously told you about the unlimited avataras of Krsna, who is full of bliss. Later I will say that Krsna is the original form of God. Krsna has appeared on earth for assisting the devatas and sages and out of desire to see His own dear devotees. I (and no one else) know the marks by which the Lord who is most affectionate to His devotees can be known. I speak the truth, for I have seen sixteen marks on His feet. On His right foot are eight marks and on His left foot are seven marks. O best of Vaisnavas! On his right foot can be seen the marks of the flag, lotus, thunderbolt, goad, barley corn, svastika, an upward line and an octagon. O best of the Vaisnavas! Now I will tell you about the seven marks on His left foot. There is a rainbow, a triangle, a pot, a crescent moon, a compass, a fish and a hoof print of a cow. Whenever one sees these marks on the feet of someone, O learned sage, without doubt the supreme Brahman has taken birth on earth as that person. O best of Vaisnavas, two, three, four or five of these marks will sometimes be found on the feet of Krsna's avataras. Hear about the sixteen marks, O best of the sages among the devatas. Sometimes a mark resembling a jambu fruit will be seen.» From other scriptures, from the tapanis, agamas and the Varaha Purana it is understood that there are also signs of the conch, cakra and umbrella on His feet.

НП

Определенные характеристики различных частей тела считаются очень благоприятными знаками, и все их можно видеть на теле Господа. Один из друзей Нанды Махараджи сказал о благоприятных знаках на теле Господа Кришны следующее: «О царь пастухов, я насчитал тридцать два благоприятных знака на теле твоего сына! Приходится только удивляться, как такой ребенок мог родиться в семье пастуха». Как правило, приходя на землю, Господь Кришна является в семье кшатриев (царей), как было, когда Он воплотился в образе Господа Рамачандры, а иногда - в семье брахманов. Но Кришна принял на Себя роль сына Махараджи Нанды, хотя Нанда принадлежал к сословию вайшьев. В обязанности вайшьев входят занятия торговлей, коммерцией и забота о коровах. Поэтому его друг, который, по всей видимости, принадлежал к сословию брахманов, был поражен, что такой возвышенный ребенок родился в семье вайшьев. Однако так или иначе он указал на благоприятные знаки на теле Кришны Его приемному отцу.

Он продолжал: «Семь мест на теле этого мальчика излучают красноватое сияние: глаза, кончики пальцев на руках и на ногах, нСбо, губы, язык и ногти. Красноватое свечение этих семи мест считается благоприятным знаком. Три части Его тела очень широки: талия, лоб и грудь. Три части Его тела коротки: шея, бедра и гениталии. Три части Его тела очень глубоки: голос, разум и пупок. Пять частей Его тела высоки: нос, руки, уши, лоб и бедра. Пять частей Его тела тонки: кожа, волосы на голове и теле, зубы и кончики пальцев. Все вместе эти черты встречаются только у великих личностей».

Линии судьбы на ладони также относятся к числу благоприятных знаков. В связи с этим одна пожилая гопи сказала Нанде Махарадже: «У твоего сына замечательные линии судьбы. На Его ладонях знаки лотоса и колеса, а на ступнях - знаки флага, молнии, рыбы, стрекала погонщика слонов и лотоса. Посмотри, какие у Него благоприятные знаки!»

Шримад Бхагаватам

ШБ 3.28.21

санчинтайед бхагаваташ чаранаравиндам
ваджранкуша-дхваджа-сароруха-ланчханадхйам
уттунга-ракта-виласан-накха-чакравала-
джйотснабхир ахата-махад-дхрдайандхакарам\\

санчинтайет - он должен сосредоточить свой ум; бхагаватах - Господа; чарана-аравиндам - на лотосных стопах; ваджра - молнией; анкуша - стрекалом погонщика слонов; дхваджа - флагом; сароруха - лотосом; ланчхана - знаками; адхйам - украшенных; уттунга - выступающих; ракта - красных; виласат - сияющих; накха - ногтей; чакравала - абрис луны; джйотснабхих - сиянием; ахата - рассеяна; махат - непроглядная; хрдайа - сердца; андхакарам - тьма.

Сначала преданный должен сосредоточить ум на лотосных стопах Господа, которые украшают знаки молнии, стрекала, флага и лотоса. Сияние, исходящее от Его прекрасных рубиновых ногтей, по форме напоминающих очертания луны, рассеивает густую тьму, которая окутывает сердце человека.

КОMMЕНTАРИЙ: …На Его стопах отчетливо видны линии, напоминающие молнию, флаг, лотос и стрекало погонщика слонов. От ногтей на Его ногах исходит яркое сияние, похожее на свет луны. Увидев знаки на стопах Господа и ослепительный блеск Его ногтей, йог выходит из тьмы неведения, царящей в материальном мире. Это освобождение нельзя обрести, занимаясь философскими размышлениями. Оно приходит только к тому, кто увидел сияние, исходящее от сверкающих ногтей на ногах Господа. Иначе говоря, если человек хочет выйти из тьмы неведения, он должен прежде всего сосредоточить свой ум на лотосных стопах Господа.

10.2.38

диштйа харе 'сйа бхаватах падо бхуво
бхаро 'панитас тава джанманешитух
диштйанкитам тват-падакаих сушобханаир
дракшйама гам дйам ча таванукампитам\\

диштйа — счастливой судьбой; харе — о Господь; асйах — этого (мира); бхаватах — Тебе, Господь; падах — место; бхувах — Земли; бхарах — бремя, созданное демонами; апанитах — (теперь) устраненное; тава — Твоим, о Господь; джанмана — явлением, воплощением; ишитух — властелина всего сущего; диштйа — счастливой судьбой; анкитам — отмеченную; тват-падакаих — Твоими лотосными стопами; су-шобханаих — украшенными трансцендентными знаками раковины, диска, лотоса и палицы; дракшйама — увидим; гам — Землю; дйам ча — и небеса; тава анукампитам — наделенные Твоей беспричинной милостью.

О Господь, нам очень повезло, потому что Твой приход сразу снимает тяжкое бремя, коим для Земли являются демоны. Нам, несомненно, выпала огромная удача, ибо мы сможем видеть и на Земле, и на райских планетах знаки лотоса, раковины, палицы и диска, украшающие Твои лотосные стопы.

КОММЕНТАРИЙ: Подошвы лотосных стоп Господа отмечены знаками раковины, диска, палицы и лотоса (шанкха-чакра-гада-падма), а также флага и молнии. Эти знаки можно увидеть везде, где ходит Кришна, — на Земле или на райских планетах. Вриндавана- дхама — это трансцендентное место, ибо Кришна часто ходит по этой земле. Обитателям Вриндавана посчастливилось видеть в разных местах эти знаки. Когда Акрура приехал во Вриндаван, чтобы забрать оттуда Кришну и Балараму на праздник, устроенный Камсой, то при виде отпечатков лотосных стоп Господа на земле Вриндавана, он упал на землю и застонал. Эти знаки доступны взору преданных, получивших беспричинную милость Верховной Личности Бога (таванукампитам) . Полубоги ликовали не только потому, что приход Верховного Господа устранит тяжкое бремя, которым для всего мира были демоны, но и потому, что у них появится возможность видеть на земле трансцендентные знаки, украшающие подошвы лотосных стоп Господа. Когда Господь уходил пасти коров, гопи постоянно думали о Его лотосных стопах, и, как объясняется в предыдущем стихе, просто благодаря тому, что они думали о лотосных стопах Господа, сознание гопи было полностью погружено в духовную реальность (авишта-чета на бхавайа калпате) . Тот, кто, подобно гопи, всегда поглощен мыслями о Господе, находится не на материальном уровне и не останется в материальном мире. Поэтому наша обязанность — всегда слушать, петь и думать о лотосных стопах Господа, как это делают те вайшнавы, которые решили всегда жить во Вриндаване и постоянно думать о лотосных стопах Господа.

1.16.6 ком

Духовная планета, Голока Врндавана, вечная обитель Господа Кршны, по форме напоминает цветок лотоса. Даже когда Господь нисходит на одну из материальных планет, Он делает это, проявляя там Свою обитель. Поэтому Его стопы всегда находятся на том же самом лотосе. Кроме того, они прекрасны, как лотос. Поэтому говорится, что у Господа Кршны лотосные стопы.

10.16.17

В поисках своего любимого Кришны деревенские жители бросились к берегу Ямуны по тропинке, на которой были ясно различимы следы Его стоп. Стопы эти были отмечены особыми знаками, которые выдавали в Нем Бога.

10.16.18

На отпечатках стоп Господа Кришны, предводителя общины пастухов, можно было различить знаки лотоса, ячменного колоса, стрекала, молнии и флага. Дорогой царь Парикшит, разглядев на лесной тропинке среди следов от коровьих копыт отпечатки Его стоп, жители Вриндавана заторопились вперед.

10.21.10

О подруга! Вриндаван, обретший сокровище отпечатков лотосных стоп Кришны, сына Деваки, навеки прославил Землю. Заслышав флейту Говинды, павлины принимаются танцевать, как безумные, а все остальные обитатели леса, наблюдая за ними с вершин холмов, застывают в изумлении.

Шрила Шридхара Свами объясняет, что вещи, подобные тем, что описаны в этом стихе, никогда не происходят на других планетах, и потому наша Земля единственная в своем роде. Поистине, удивительный лес Вриндавана, став местом развлечений Кришны, навеки прославил Землю. Шрила Санатана Госвами поясняет, что во Вриндаване Кришна ходит босиком и потому все время украшает землю следами Своих лотосных стоп. Вот почему трансцендентная земля Вриндавана еще более прекрасна, чем Вайкунтха, на которой нет следов Вишну, поскольку Он всегда носит сандалии.

10.21.15

Когда реки слышат песнь флейты Кришны, их неодолимо тянет к Нему и они начинают пениться и бурлить, создавая водовороты. Затем руками своих волн реки обнимают лотосные стопы Мурари и, держа их в своих объятиях, преподносят им в дар лотосы.

10.21.17

Когда девушки лесного племени, живущие во Вриндаване, видят на траве красноватый порошок кункумы, их умы приходят в волнение. Эта красноватая пудра, сохранившая цвет лотосных стоп Господа, когда-то украшала груди Его возлюбленных. Втирая эту кункуму в свои лица и нанося ее на грудь, лесные жительницы испытывают облегчение.

Шрила Прабхупада так объясняет этот стих: «Девушки лесного племени смогли утолить свое сладострастие, натерев лицо и грудь землей Вриндавана, красноватой от прикосновения лотосных стоп Кришны. Эти девушки были очень страстны и не испытывали облегчения, даже когда возлюбленные касались их пышной груди. Войдя в лесные заросли, они увидели, как краснеет трава Вриндавана от кункумы, осыпавшейся с лотосных стоп Кришны. Гопи кладут стопы Кришны на свою грудь, припудренную кункумой, и, когда Кришна вместе с Баларамой и Своими друзьями бродит по лесу Вриндавана, эта красноватая пудра сыплется на землю. Когда страстные девушки из лесного племени увидели Кришну, играющего на флейте, они также заметили на земле красноватую кункуму и тут же натерли ею лицо и грудь. Так они полностью утолили свое вожделение, которое не могли утолить их возлюбленные, когда касались их груди. Иначе говоря, все наши материальные, плотские желания будут немедленно удовлетворены, если мы обретем сознание Кришны».

10.21.18

Холм Говардхана — лучший из всех преданных слуг Господа! Дорогие подруги, этот холм предоставляет Кришне и Балараме, а также Их телятам, коровам и друзьям-пастушкам все необходимое: питьевую воду, мягкую траву, пещеры, плоды, цветы и коренья. Тем самым он выражает Господу почтение. Поскольку лотосные стопы Кришны и Баларамы касались Говардханы, он выглядит очень счастливым.

(Маханидхи Свами – «Искусство повторения СИ» стр292—знаки на стопах.)

10.31.7

Твои лотосные стопы уничтожают прошлые грехи тех обусловленных душ, что всецело вручают себя Тебе. Эти стопы идут за коровами на пастбищах, и они же являются вечной обителью богини процветания. Этими стопами Ты когда-то касался клобуков ужасного змея Калии, так будь же милостив, поставь их к нам на грудь и вырви из наших сердец вожделение.

Умоляя Кришну, гопи говорят о том, что лотосные стопы Господа Кришны уничтожают грехи всех предавшихся Ему обусловленных душ. Господь так милостив, что не гнушается трудом пастуха, поэтому Его лотосные стопы ступают по траве, следуя за коровами на пастбище. Он подарил Свои стопы богине процветания и касался ими клобуков змея Калии. Учитывая всё это, гопи считают, что Господь не имеет права отказывать им, и умоляют Его поставить Свои стопы им на грудь. Такова логика, к которой прибегли в этом стихе гопи.

(Кришна касался Земли в отличии от полубогов, и оставлял следы в пыли Враджа)

10.31.11

Дорогой господин, возлюбленный наш, когда Ты покидаешь деревню пастухов, гоня перед Собой коров, мы сходим с ума от беспокойства, думая о том, что острые колючки, жесткая трава и побеги растений причиняют боль Твоим стопам, которые нежней и прекрасней лотоса.

10.31.13

Твои подобные лотосам стопы, которым поклоняется Господь Брахма, исполняют желания всех, кто склоняется перед ними. Прекраснейшее из украшений Земли, они даруют высшее удовлетворение. Для тех, кто попал в беду, нет ничего лучше, чем думать о них. О возлюбленный, о уносящий прочь все тревоги, пожалуйста, поставь Свои стопы к нам на грудь.

10.31.19

О дорогой возлюбленный! Твои лотосные стопы так нежны, что мы с великой осторожностью водружаем их себе на грудь, боясь причинить Тебе боль. В Тебе вся наша жизнь. Поэтому нас беспокоит, что камешки на лесной тропе, по которой Ты идешь, могут поранить Твои нежные стопы.

Кроме этого, знатоки хиромантии, физиогномии и других подобных наук отмечают, что Его тело олицетворяет в себе все признаки маха-пуруши, или великой личности.
Семь мест на Его теле излучают красноватое сияние: глаза, кончики пальцев на руках и ногах, небо, губы, язык и ногти.
Три части Его тела очень широки: талия, лоб и грудь.
Три части Его тела коротки: шея, бедра и гениталии.
Три части Его тела очень глубоки: голос, разум и пупок.
Пять частей Его тела удлиненны: нос, руки, уши, лоб и бедра.
А пять частей Его тела изящны: кожа, волосы на голове и теле, зубы и кончики пальцев.

10.30.25

Гопи сказали:
Знаки флага, лотоса, молнии, стрекала, колосьев ячменя ясно свидетельствуют о том, что следы эти принадлежат великой душе, сыну Махараджи Нанды.

КОММЕНТАРИЙ: В своем комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит цитаты из писаний, в которых подробно описываются знаки на лотосных стопах Кришны: В следующих стихах из „Сканда-пураны“ говорится о том, в каких местах на стопах Кришны расположены особые знаки, а также приводятся объяснения этих знаков: „У основания большого пальца Его правой стопы нерожденный Господь носит диск, который рассекает шесть врагов (ума) Своих преданных“. „У основания среднего пальца той же стопы Господа Ачьюты находится лотос, пробуждающий жадное стремление к Нему у преданных, которые подобны пчелам и всегда хранят эти стопы в своих умах“. Под лотосом находится флаг, указывающий на победу души над анартхами“. „У основания мизинца находится молния, которая разрушает горы последствий грехов Его преданных, а на пятке различим знак стрекала, с помощью которого Господь усмиряет подобный слону ум тех, кто предан Ему“. „Основание большого пальца на Его правой ноге отмечено знаком ячменного колоса, олицетворяющего всевозможные богатства“. В „Сканда-пуране“ также утверждается: „Знак молнии располагается в правой части Его правой стопы, а под ним    —    стрекало погонщика слонов“. Ачарьи сампрадаи вайшнавов поясняют, что, поскольку здесь речь идет о стопах Господа Кришны, нам следует знать, что молния располагается у основания Его мизинца, а стрекало находится прямо под молнией. Стрекало на пятке    —    это признак Господа Нараяны и других вишну-таттв. Таким образом, в „Сканда-пуране“ описаны шесть знаков на правой стопе Кришны    — диск, флаг, лотос, молния, стрекало погонщика слонов и колос ячменя. В „Вайшнава-тошани“ упоминаются и другие знаки: вертикальная линия, идущая от середины ступни и заканчивающаяся между первым и вторым пальцами; зонтик под диском; у основания середины стопы группа из четырех свастик, расположенных по сторонам света; между свастиками четыре плода сизигиума; в центре между свастиками располагается восьмиугольник. Таким образом, на правой стопе Кришны находится одиннадцать знаков». Знаки на левой стопе Шрила Вишванатха Чакраварти описывает так: «У основания большого пальца находится раковина с завитком вверх. У основания среднего пальца располагаются две концентрических окружности, олицетворяющие внутреннее и внешнее небо. Под этим символом располагается лук бога любви без тетивы, под луком находится треугольник в окружении четырех горшков. У основания треугольника виден месяц, и два других треугольника венчают его рожки. Под месяцем располагается знак рыбы. Суммируя все сказанное выше, мы можем утверждать, что на лотосных стопах Господа Кришны находится девятнадцать знаков».

10.35.16

Когда Кришна гуляет, касаясь земли Враджа Своими стопами, похожими на лепестки лотоса, и оставляя на ней следы со знаками флага, молнии, лотоса и стрекала погонщика слонов, земля чувствует, как утихает боль, причиненная ей копытами коров. Когда Он играет на Своей прославленной флейте, тело Его движется с грациозностью слона. Когда Кришна бросает на нас игривые взгляды, мы, гопи, истерзанные стрелами бога любви, застываем в неподвижности, словно деревья, и не замечаем, что наши волосы и наряды приходят в беспорядок.

10.38.25

Оказавшись на пастбище, Акрура увидел следы тех стоп, чья чистая пыль украшает короны правителей всех планет вселенной. Отпечатки стоп Господа, отмеченные знаками лотоса, ячменя и стрекала погонщика слонов, делали землю необычайно прекрасной.

10.38.36

Узнав Акруру, Господь Кришна рукой, отмеченной знаком колеса, притянул его к Себе и обнял. Кришна, любящий тех кто предан Ему, был очень рад видеть его.

10.47.50

Все это постоянно напоминает нам о сыне Нанды. Видя следы Кришны, отмеченные божественными знаками, мы ни на секунду не можем забыть о Нем.

Другие писания и дополнения

Про следы Кришны и жука майавади. (Вену гита. Шиварама Свами)

ГЛ 16 гл

Стих 6
“Стопы Шри Кришны затмевают красоту стоп Шри Пурушоттамы (Вишну) своими знаками диска, полумесяца, ячменного зерна, восьмиугольника, кувшина, зонтика, треугольника, незанятого места (небо), лука, свастики, молнии, коровьего копыта, раковины, рыбы, направленной вверх линии, стрекала, лотоса, влага и спелоко розового яблока!”

Стих 7
“Простое упоминание славы стоп Шри Кришны уносит жажду каждого к чему-либо ещё. Они опытны в разрушении несчастий тех, кто медитирует на них, и они даруют всю благую удачу. Каждый в высочайшей степени изумляется, видя их красоту, которая удовлетворяет все чувства. Прикосновение к ним уносит все страдания усталости и даёт счастье. Пусть же эти стопы исполнят все мои желания!”

Стих 8
“Просто медитируя на лотосные стопы Кришны каждый достигнет всей духовной и материальной удачи, красоты, хороших качеств и богатства. Его стопы - обитель игр. пусть они даруют нам всё!”

Стих 9
“Даже незначительное поклонение стопам Шри Кришны превращает простой камень в чинтамани, простую корову - в камадхену, и простое дерево - в древо желаний. Они исполняют все желания живых существ. Кто же не примет прибежище этих лотосных стоп?”

Стих 10
“Лотосные стопы Гиридхари всегда радуют языки, подобных пчёлам, преданных своим ароматом, который наполняет весь мир. Кто же, ощутив этот аромат, отвергнет эти стопы?”

Стих 67
“Ладони Хари имеют все знаки Шри Пурушоттамы (Вишну): раковину, полумесяц, стрекало, ячменное зерно, булава, зонтик, флаг, лотос, плуг, лук, ковш, свастика, диск, меч, лопата, дерево бел, рыбу и стрела, а также диски на кончиках каждого пальца.”

Когда маленький Кришна украл йогурт у пастушек, мать Йашода смогла найти Его по сбрызнутым йогуртом следам. Люди Враджа также взволнованно шли по следам Кришны, пока не пришли к озеру Калийа, где они стали свидетелями того, как был побеждён змей Калийа. Когда Радха и Кришна оставили гопи во время танца Раса, гопи нашли Чету, идя по Их следам. Практикующие преданные всегда помнят знаки на стопах Господа, для того, чтобы избежать трудностей на пути духовного развития, и чтобы стать благословлёнными Его личным даршаном. Идя по следам Шримати, посвящённая служанка также приходит в кунджу и так становится благословлена сладким служением Йугала Кишоре.